Ростовский Кремль

Пример HTML-страницы

Ростовский Кремль

В 1647 — 1654 годах, через сто лет после Стоглавого собора, русское православие пережило новое грандиозное потрясение. Честолюбивого патриарха Никона больше не устраивал титул главы христиан всея Руси — он потребовал статуса главы православных всего мира, звание православного Папы. Однако извечный изоляционизм московской церкви мешал амбициозным планам, и Никон решил проблему радикально — запретил все традиции и обряды, которые веками складывались в Московском государстве. Так состоялся печально известный церковный раскол, ставший началом полувековой гражданской войны.

Новые порядки нашли свое отражение и в искусстве. Шатровые и одноглавые храмы, преобладавшие в московской архитектуре в XVI — начале XVII веках оказались под запретом. Ведь по мнению Никона, единственным истинно православным был пятибанный храм (реформатор, правда, забыл, что даже София Константинопольская была однокупольной). Однако в разоренной стране средств на возведение пятикупольных соборов не было, поэтому преобладающим типом храма в это время стало бесстолпное кубическое сооружение с пятью декоративными куполами, которые не открывались в интерьер.

699535_main

Одной из самых грандиозных памятников Никоновского периода является Ростовский кремль, расположенный на берегу озера Неро и украшенный 11 башнями. Кремлем в прямом смысле этого слова, это ансамбль не является ​​— он возводился как резиденция ростовского митрополита Ионы Сисоевича (1607 — 1690 г), близкого сподвижника Никона. Митрополит Иона был известен своим пристрастием к церковному «благолепию»: он построил в своей митрополии несколько десятков церквей, не жалея на это никаких средств. Среди мастеров, работавших над их созданием, большое место принадлежит Петру Досаеву, который, собственно, и построил ростовскую резиденцию.

Ансамбль Ростовского кремля сложился вокруг уже существующего Успенского собора 1508 — 1512 г., который был сильно перестроен в ходе возведения резиденции и прекрасно в нее вписался. Периметр ансамбля был образован крепостной стеной с одиннадцатью башнями сложного силуэта, завершенными изящными гонтовыми кровлями. Стены Ростовского кремля имели скорее декоративную, чем оборонительную функцию.

241-2035-800

В периметр стен были вписаны две надвратные церкви — Воскресения (1670 г.) и Иоанна Богослова (1683 г.). Оба храма — пятибанные, с исключительно красивыми «луковичными» куполами, завершенными изящными шпилями. Украшением ансамбля является и кубическая, расположенная на высоком подклете церковь Спаса на Сенях (1675 г.), завершенная золотой банькой. В ансамбль резиденции входят также здания палат (1670 —1680 г.), пятибанная церковь Григория Богослова (1680 г.) и храм Одигитрии (1693 г.), построенный в формах нарышкинского барокко. «Луковичные» купола церквей, деревянные кровли башен и высокие крыши палат создают непередаваемый по колориту силуэт выдающегося архитектурного ансамбля Ростовского кремля.

Архитектурные памятники Ростовского кремля

. Башни кремля

. Белая (Столовая) палата

. «Дом на погребах» (XVII в.)

. Звонница Успенского собора (1682—1687 г)

. Красная палата (1670—1680 г)

. Надвратная церковь Воскресения (1670 г)

. Самуилов корпус

. Святые ворота

. Судный приказ (1650—1660 г)

. Успенский собор (1508—1512 г)

. Церковь Григория Богослова (1680 г)

. Церковь Иоанна Богослова (1683 г)

. Церковь Одигитрии (1693 г)

. Церковь Спаса на Сенях (Спаса Нерукотворного) (1675 г)

Колокола Ростовского кремля

. «Сысой» — 2000 пудов (32000 кг), отлит литейных дел мастером Флором Терентьевым на московском пушечном дворе в 1688 году. Самый большой колокол Ростовского кремля.

. «Полиелейный" — 1000 пудов (16000 кг), отлит московским литейщиком Филиппом Андреевым вместе сыном Киприаном в 1682 году.

. «Лебедь» — 500 пудов (8000 кг), отлит Филиппом Андреевым в 1682 году, название свое получил за красивый трубный звук.

. «Голодарь» — 171 пуд (2700 кг), переливался трижды, последний раз — в 1856 году, в него звонили в великий пост — отсюда и название.

. «Баран» — 80 пудов (1280 кг), отлит в Ростове московским мастером Емельяном Даниловым в 1654 году. Это самый древний колокол Ростовского кремля.

. «Красный» — 30 пудов (480 кг) без даты отливки.

. «Козёл» — 20 пудов (320 кг), отлит на заводе Оловяшникова в Ярославле во второй половине XIX века. По рекомендации отца Аристарха Израилева, отливался «Козёл» с гладкой поверхностью, дабы орнамент не влиял пагубно на его звук.

. «Ионафановский» или «Набатный» — вес 256 фунтов (106 кг), отлит на ярославском заводе Оловянишникова в 1894 году.

. 4 безымянных колокола: 8,8-пудовый (140 кг), 5,3-пудовый (84 кг), 4,4-пудовый (70 кг).

. 2 зазвонных колокола: 7-пудовый (112 кг), 2,6-пудовый (41 кг).

. «Ясак» — маленький колокол на стене собора, которым звонарям давали знак о начале звона.

Author: admin

16 thoughts on “Ростовский Кремль

    1. Добрый вечер.Спасибо вам большое за отзывы. Скажите, а как в целом блог вам нравится? Может,что-то стоит мне изменить в блоге, например ( дизайн,меню навигации)?

    1. Спасибо! Приятно знать , что публикации интересны пользователям.Если есть пожелания,что-то улучшить или дополнить сайт,пишите.

  1. You completed certain fine points there. I did a search on the theme and found the majority of people will have the same opinion with your blog. Bobby Arthur Sarid

  2. I was looking through some of your articles on this site and I conceive this internet site is really informative! Keep on putting up. Jessi Kermie Doggett

    1. Спасибо! Буду и далее стараться писать полезные и интересные статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.