Кааба и черный камень

 

Кааба и черный камень

Ка́аба (араб. الكعبة‎‎ «куб») — это мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Заповедной Мечети (Мекка). Кааба содержит чёрный камень. Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Кааба служит киблой — ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы.

Внутри него есть черный камень. Тот самый камень, который стремятся целовать паломники. Чёрный камень (араб. الحجر الأسود‎‎ — аль-хаджар аль-асвад) — это камень прощения, согласно легенде, посланный Адаму и Еве Богом, вмонтирован в восточный угол Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. Видимая поверхность камня имеет площадь примерно 16,5×20 см. Согласно преданию, Чёрный камень был белым, но постепенно он почернел, пропитавшись человеческими грехами. Существуют различные гипотезы происхождения Чёрного камня. По одной из версий, это метеорит.

Дословно слово «Кааба» в арабском языке означает «высокое место, окруженное почетом и уважением». Это слово может также быть производным от слова «куб». Другие названия Каабы включают в себе такие слова, как «Байт аль Атек», первое значение которого «самый ранний и древний». Согласно второму значению, это слово переводится как «независимый и освобождающий». Оба значения сочетаются в слове «Байт аль-Харам» — «священный дом». Высота Каабы составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. Святыня покоится на основании из мрамора. Углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный), где вмонтирован черный камень. Кааба изготовлена из мекканского гранита на мраморном фундаменте. Кааба постоянно покрыта особым покрывалом из чёрного шёлка, называемым кисуах. Покрывало меняется раз в год, в 9/10 день месяца Зу-ль-хиджа (месяца хаджа) по исламскому календарю. Внутри Каабы имеется помещение, однако оно открывается лишь два раза в год (и только для почетных гостей) в ходе т. н. церемонии «Очистки Каабы».

По мусульманским преданиям первое здание или палатку над черным камнем построил пророк Адам, а собственно первую Каабу построил его сын Сиф. После потопа во времена Ноя постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахим (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней, приписываемые Ибрахиму. Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего единобожие, совершали паломничество к Каабе, она символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают таваф ангелы.
Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза; по некоторым традициям, в центре Каабы находился идол Хубала — божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен. Культ камней существовал также у финикийцев и ханаанеян.

Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения Ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов. Около них приносили жертвы и гадали. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь — арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы — аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) — люди, исповедовавшие единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие. Родившийся в Мекке, новый пророк по имени Мухаммад (по Корану — потомок пророка Ибрахима) повелел разрушить все идолы и очистил от них территорию вокруг Каабы. В настоящее время вокруг Каабы воздвигнута гигантская Заповедная Мечеть.

24a09f3d-4fc4-4b11-8181-8110d031694a

После внезапного наводнения Кааба была повреждена, ее стены растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и Мухаммад принял участие в этом строительстве. Когда были возведены стены, настало время вставить Черный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стену Каабы, и возник спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старый житель Мекки, предложил, что первый человек, который войдет в ворота мечети на следующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался Мухаммад. Жители Мекки восторжествовали: «Ему можно доверять (аль-амен)», — кричали они хором, — «это Мухаммад».

Когда Мухаммад подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Мухаммад предложил решение, с которым все согласились – положить Черный камень на плащ и внести его старейшинам четырех кланов, держась за его концы. Затем он взял камень и вставил его в стену Каабы. Так как у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не охватила всю площадь сооружения. Так появилось здание кубической формы вместо прямоугольной, как оно было раньше. Та же часть, которая осталась снаружи, теперь называется Хатем.

Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед следующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр заново построил Каабу. Ибн аз-Зубайр хотел сделать Каабу такой, какой ее видел Мухаммад, на основании, заложенном Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша сказала: «Пророк изрек: «Так как твои люди отказались недавно от заблуждения (Неверия) и так как у тебя достаточно средств для ее восстановления [Каабы], я бы добавил пять локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну — для входа, а другую — для выхода». Ибн аз-Зубайр сказал: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь мнения людей». Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр построил Каабу на основании, заложенном Ибрахимом. Крыша покоилась на трех колоннах из особой древесины Аоуд (ароматизированная древесина, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были сделаны две двери: одна – на восток, а другая – на запад, как того хотел Мухаммад.

В Каабу был включен Хатем (Хатем – полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стеной). Абдулла аз-Зубайр также сделал следующие изменения: — сделал небольшое окошко в крыше Каабы для проникновения в нее света; — опустил дверь до уровня земли и сделал еще одну дверь; — увеличил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и ее высота стала 20 локтей (9 метров); — ширина ее стен составляла 2 локтя (90 см); — сделал внутри три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами. Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на них занавес, который был снят только после завершения работ. Однако люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, поэтому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время ее восстановления.

В 74 году Хиджра (или в 693 г.) Аль-Хаджай бин Юсуф аль-Тагафи, известный тиран того времени, с одобрения халифа Омейяда Абдула Малика бин Мервана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и создал Каабу такой, какой она была во времена курайшитов. Изменения, которые он сделал, были следующими: — он уменьшил объем сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня; — он отделил Хатем; — он замуровал западную дверь (до сих пор заметны ее следы), но оставил восточную; — разрушил стену, окружавшую Хатем; — убрал деревянную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром внутри Каабы; — уменьшил высоту двери на пять локтей (2,25 метра). Когда Абдул Малик бин Мерван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам Мухаммад пожелал, чтобы Кааба была воссоздана в таком виде, в каком ее построил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о своих действиях.

Халиф Харун аль-Рашид захотел перестроить Каабу согласно желанию Мухаммада, как это сделал Абдулла ибн аз-Зубайр. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа изменить свое решение, потому Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, каждый из которых хотел разрушить, а потом заново отстроить ее. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой ее построил Абдул Малик бин Мерван, на протяжении 966 лет, не считая мелких ремонтных работ. В 1039 году по Хиджре (1629 г.) из-за сильных дождей, наводнения и града две стены Каабы были разрушены. Наводнение, во время которого это произошло, случилось в 19-го Шабана 1039 по Хиджре. Уровень воды поднялся почти на 3 метра, что составляло половину высоты стен Каабы. В четверг 20 Шабана 1039 г. по Хиджре восточная и западная стены упали. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции здания. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стен, кроме тех, которые были рядом с Черным камнем, были снесены.

Форма здания, построенного под покровительством и при поддержке султана Мурада Хана, была такой же, как и во времена Абдула Малика ибн Марвана, которая, в свою очередь, соответствовала размерам здания, воздвигнутого курайшитами. Большая реконструкция Каабы была проведена в период между маем и октябрем 1996 года, спустя почти 400 лет после эпохи султана Мурада Хана. Во время этой реконструкции из первоначальных материалов остались только камни, а все другие элементы были заменены, включая крышу.

Черный камень Каабы, как уже говорилось выше, по преданиям упал с неба еще во времена Адама — по одной из версий, это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как он допустил грехопадение своего подопечного. Ученые же считают Черный камень Каабы метеоритом, хотя существуют и иные точки зрения. Он не может быть ни железным метеоритом, исходя из его трещин, ни каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Аналогичные аргументы опровергают и не метеоритную природу этого камня, вроде базальта или агата. Интересно отметить, что в 930 году карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году, его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 г безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 г ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление.

В 1980-м году Elsebeth Thomsen предположила, что Черный камень ударной природы (расплавленный песок смешанный с метеоритным веществом), взятый из кратера Вабар, расположенного в 1080 км к востоку от Мекки в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из Вабара — застывшее пористое стекло, поэтому оно достаточно твердое и хрупкое, и может плавать в воде; имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Существенная проблема, противоречащая этой теории состоит в том, что судя по нескольким измерениям кратер в Вабаре имеет возраст всего несколько веков, хотя существуют также измерения, утверждающие что возраст кратера 6400 +/-2500 лет. Кратер в Вабаре (в действительности их, по крайней мере, три раскиданных на площади около 500 на 1000 метров — 116, 64 и 11 м в диаметре). На площади пол квадратных километра, полузасыпаны песком множество обломков черного стекла, белых камней из спёкшегося песка и железных кусков. Кочевники-бедуины называли это место аль-Хадида («железные предметы»). Железные камни, найденные в окрестности кратеров Вабар, имеют гладкие поверхности, покрытые черным налетом пустынной копоти. Самый большой кусок железа и никеля — так называемый Верблюжий Горб — был найден экспедицией 1965 г и экспонируется сейчас в Королевском Университете в Эр-Риаде. Он весит 2200 кг, имеет гладкую конусообразную форму и представляет, по-видимому, кусок метеорита, который развалился на несколько фрагментов перед падением на землю.

В коране существует рассказ о царе по имени Аад, который насмехался над пророком Аллаха. За нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесшим на крыльях ураган. Когда английский исследователь Harry St. John Philby («Абдулла»), поехал в запрещенный Пустой квартал, он полагал что увидит место где находился этот легендарный город, который в его варианте был назван Вабар. Он не нашел потерянный город, зато увидел место, где несомненно произошел катаклизм, связанный с падением метеорита. Судя по тому следу, который он оставил, энергия, выделившаяся при падении была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, сравнимому со взрывом в Хиросиме. Это был не самый мощный из всех ударов, потрясших нашу Землю за время ее существования. Но Вабар занимает особое место в исследовании метеоров.

Почти все известные столкновения происходили с твердыми скалистыми поверхностями, или с твердыми поверхностям, покрытыми тонким слоем земли или воды. Падение в Вабаре, наоборот, произошло в середину самого большого в мире непрерывного моря песка. Сухое изолированное место, оно представляет собой идеальное естественное хранилище, простое для изучения его геологической структуры. Более того, это одно из всего 17 известных мест среди почти 160 известных ударных структур, которые до сих пор содержат упавший метеорит. Является Черный камень Каабы осколком этого самого метеорита? Вполне возможно.

Метеоритам поклонялись как богам в разные времена. Один такой священный камень был обнаружен в 1808 г, когда группа исследователей обнаружила кусок металла весом 742 кг недалеко от Красной реки в центральном Техасе. Индейцы пауни поклонялись этому метеориту, считая его способным исцелять людей, и совершали периодические паломничества к нему. Исследователи, полагая, что он из платины, вернулись в город запастись провизией и снаряжением. Жажда наживы поссорила людей и они разбились на две соперничающие группы, каждая из которых пыталась первой завладеть сокровищем. Первая группа второпях не взяла должного количества лошадей для перевозки груза и лишь пыталась спрятать кусок «платины» под плоским камнем. Через несколько дней вторая группа разыскала спрятанный метеорит и повезла его по направлению к Красной реке. В течении долгого пути на них постоянно нападали доведенные до отчаяния индейцы. Метеорит на лодке был доставлен на лодке в Новый Орлеан, а затем в Нью Йорк. Benjamin Silliman из Йельского университета определил его кометную природу по содержанию никеля. В этом университете он сейчас и находится.

Другой пример находился в храме Артемиды в Эфесе — одного из семи чудес Света в древности. Большой, конической формы метеорит был центральным идолом в храме. Изображение Венеры на Кипре было также сделано из метеорита. Археологи обнаружили метеориты в кирпичном алтаре в гигантских курганах в Огайо (США). Другой пример — железный метеорит весом больше 1.5 тонн был обнаружен в подобном лабиринту древнем храме в Casas Grandes (Мексика), обернутый в грубую ткань. В 1853 г метеорит, который упал в восточной Африке недалеко от Занзибара, был провозглашен богом племенем Уаника. Однако последовавшие затем голод и резня, устроенная масаями, привела к разочарованию поклонников этого камня. 2-го декабря 1880 г 3-х килограммовый метеорит упал к ногам двух браминов недалеко от Андры (Индия), которые сразу провозгласили себя министрами «чудодейственного бога», тем самым привлек к себе до 10000 паломников в день. 14-го августа 1992 г десятки камней упали на африканский город Мбале в Уганде (Sky&Telescope: June 1993, p.96). Местные жители собрали некоторые метеориты и принимали порошок из них в качестве лекарства. Они полагали, что камни были посланы богом для избавления от СПИДа.

В 205 г армия Ганнибала из Карфагена вторглась на территорию Священной Римской империи, занимаясь в течении нескольких лет грабежами. Один из наиболее интенсивных в то время метеорных потоков, напугал римских судей, которые проконсультировавшись с книгами Сибиллины, предсказали возможность защиты от Ганнибала странным для нашего времени способом. Все что требовалось для этого — привезти в Рим священный камень, олицетворявшим «мать богов». Это был большой метеорит конусообразной формы, который хранился в замке Пессинус в центральной Турции.

К королю Атталусу была послана пышная римская делегация с просьбой отдать священный камень. Король дал согласие только после землятресения, которое посчитали знамением. Вскоре он был доставлен на корабле в Рим и помещен в храм Победы. Возможно, «мать богов» оказывала моральную поддержку римлянам, вскоре изгнавшим Ганнибала из Италии, а затем захватившим Карфаген. В благодарность римляне построили специальный храм на Дворцовом холме, где метеориту поклонялись в течении 500 лет. Затем о нем забыли. В 1730 г н.э. его, по-видимому, вынули из часовни и метеорит затерялся.

В истории были еще факты поклонения черному камню. Для примера можно привести поклонение богу Солнца, называемого по-разному: Аполлон, Гелиос, Сол или Элагабул. Культ сирийского бога Солнца Элагабул был известен в Риме задолго до времен царствования Юлия Цезаря, но наибольшее распространение получил во времена царствования Римского императора Марка Аврелия Антония. Центром поклонения богу Солнца был Черный камень в Эмесе, представлявший собой большой конусообразный метеорит. Впоследствии он был перевезен в Рим, где было построено два великолепных храма в честь него. Сам император Антоний проводил ежедневные службы в честь бога Солнца. Усыпанные драгоценностями служители приносили в жертву многочисленных быков и овец, и танцевали с сирийскими девушками вокруг Черного камня.

Специальная колесница, украшенная золотом и жемчугом, ведомая четверкой больших белых коней, перевозила камень из одного храма в другой. Никто из смертных не имел права сидеть в этой колеснице, управлял лошадьми сам император, пятясь назад, чтобы видеть все время своего бога, которого олицетворял Черный камень. В те времена, поклонение метеориту было официальной религией Римской империи. Напоминает некоторые обряды Каабы. Все авраамические религии многое заимствовали друг у друга, а также в них просто пересказываются истории древних мифов. Поклонение черному камню тоже существовал задолго до ислама. Этот обряд немного в иной форме перешел в ислам.

В Каабе в Мекке хранится символ Богини Матери доисламких аравийцев. Kaaбу также называют «Бейт аль Харам» (священный дом). Кааба — Кибела — Kупaлa — Кумбaлa — Хумбaлa.
Kaaбa с ее символами задолго до Мухаммеда находилась под защитой племени Курайш.

Во многих индийских храмах поклоняются фаллосу в Ёни, как символу:

Эти символы также сохранились и в Исламе. Паломники Мекки посещают долину Мина, чтобы бросить камень в Столб Шайтана:

Этот символ очень похож на символ Рыбы. Символу рыбы поклонялись ранние христиане. Этот символ до сих находит свое отражение в христианской символике.

fish
vulva33

Vesica Piscis

vesica
image26

Богиню Кибелу изображали с символом рыбы:

cybele11

Храм римской богини Кибелы — Богини Матери- располагался в Риме. Она носила рыбу на голове. На том месте, где находился ее храм, теперь расположен Ватикан. Вот он:

fishead1

А его служители украшают свои головы шапкой Кибелы:

bishhut

Этот символ имеет еще более древние корни. Такие же головные уборы были богов с Сириуса и Дагана.

Есть версия, что черный камень Каабы — это оникс. Оникс — один из «Библейских камней». Из Библии известно, что наперсник Первосвященника, в котором он отправлял богослужение Иегове, был украшен двенадцатью цветными камнями, среди которых был и оникс. Кстати, само название «наперсник» несколько неточное, По Rebbenu Bachya, слово Shoham в стихе Исход 28:20 означает «Оникс» и является камнем на богато вышитом одеянии еврейских священников в древности (Ephod), дар Иосифа (на плечах одеяния было два камня Shoham).

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *