Хариты

Пример HTML-страницы

Хариты

Хари́ты (др.-греч. Χάριτες от χάρις, «изящество, прелесть») — в древнегреческой мифологии три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности. Соответствуют римским грациям.

Хариты, как богини изящества, прелести и красоты, были даровательницами вдохновения и приближенными к искусству. Элемент «Харис» включает микенское слово ka-ri-si-jo. Согласно Гомеру, — «прислужницы Афродиты». Их жилище рядом с Музами, что подчёркивает их близость. Их культ в Орхомене.

Три хариты

Согласно Гесиоду и Ономакриту — дочери Зевса и Евриномы. Упоминаются Пиндаром:

* Агла́я (греч. Ἀγλαϊα, «ликование», либо «красота», «блеск»). Жена Гефеста. Вестница Афродиты.

* Евфроси́на (греч. Εὐφροσύνη, «радость», либо «благомыслящая»).

* Та́лия (греч. Θαλία, «изобилие»).

Другие предания о харитах

Согласно Антимаху, хариты — дочери Эглы и Гелиоса. По Гермесианакту, одна из них — Пейто. Согласно Каллимаху, дочери Илифии. По Сервию, дочери Диониса и Афродиты. Иногда именуются дочерьми Океана и Эвриномы, либо Диониса и Корониды.

Пасифея — одна из харит, согласно Гомеру. Упоминается у Катулла и Павсания. Возлюбленная Гипноса. Именуется дочерью Диониса. Таким образом, имена харит — Пасифея, Аглая и Харита, а на сосуде 5 в. до н.э. даны их по-видимому нарицательные имена: Гелазия (нежная улыбка), Комазия (приятная собеседница) и Лекори (блестящая красота). До римского времени изображались одетыми и стоящими лицом к зрителю, взявшись за руки. как знак единства и целостности образа (стела в Лувре и др.).

Спартанский поэт Алкман называет их Фаенна (Блеск) и Клета (Звук). Храм им на берегу Тиаса воздвиг лакедемонянин Харит, дав им эти имена[. Либо почитание установил Лакедемон.

По афинянам, это Авксо («Прославляющая, умножающая») и Гегемона (либо у афинян их звали Весна и Осень). Восходит к культу Адониса.

Первый ватиканский мифограф называет одну из харит Евгиала, очевидно, это ошибка вместо Аглая.

У римлян харитам соответствуют грации.

В быту харит и граций призывали в возлияниях на пиру и на уроках философии, прося придать гармонию и тихое веселье этим событиям. А также при рождении и воспитании детей и в особенности девочек, что известно из эллинистических романов III — II вв. до н.э.

В литературе и искусстве

Три грации. Рафаэль, 1504Три грации. Дирк Равестейн, 17в.

В искусстве хариты (грации) обычно изображаются сгруппированными таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Харитам посвящён LX орфический гимн. Также, три Грации (Хариты) нашли отражение и в академической музыке, преимущественно XIX века. Французский композитор Шарль Валантен Алькан написал эскиз фа-диез минор «Грации» op.63-19 из цикла «49 эскизов», где каждый из трёх мелодических голосов соответствует каждой из богинь — верхний — Красота (Аглая), средний, преимущественно на органном пункте cis — Чистота или Непорочность (Ефросина), нижний — Любовь (Талия). Также, 22-й эскиз, ре-бемоль мажор из этого же цикла, называется «Чистота» — он посвящен отдельно второй богине и невероятно благозвучен своим движением в терцию. Также, имя первой богини — Красота, фигурирует и в его первом экспромте, си мажор, op.32. А в романсе Михаила Глинки «Адель», также упоминаются хариты, в строчке: «Играй, Адель — не знай печали, Хариты, Лель, тебя венчали…»

Флорентийские философы-гуманисты XV в. видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь (castitas, pulchritudo, amor), встречается начиная с А. Полициано.

В астрономии

* В честь харит (граций) названы астероиды (424) Грация, открытый в 1896 году и (627) Харида, открытый в 1907 году.

* В честь Евфросины назван астероид (31) Евфросина, открытый в 1854 году.

* В честь Аглаи назван астероид (47) Аглая, открытый в 1857 году.

* В честь Талии назван астероид (23) Талия, открытый в 1852 году.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.